Корректная работа ДВС состоит из нескольких циклов и невозможна без топливных форсунок. Они устанавливаются в моторы автомобилей, мотопомп, газонокосилок и другой техники.
Назначение и принцип работы
Топливная форсунка – это составляющая системы впрыска, в задачи которой входит распыление бензина или дизеля в цилиндр строго в определенный момент под заданным давлением. Расположение форсунок зависит от каждого конкретного мотора. Например, в ДВС с прямым впрыском форсунки стоят непосредственно в верхней части цилиндров.
Принцип работы в зависимости от типа форсунки имеет свои особенности. Если говорить в целом, то процесс состоит из нескольких шагов:
- Топливо через входной штутцер попадает в камеру гидроуправления. В закрытом состоянии давление на управляющий жиклер больше силы давления к заплечику иглы.
- Как только на форсунку подается пусковой сигнал, жиклер открывается и давление на управляющий плунжер падает.
- Заплечик иглы открывается, после чего топливо под давлением попадает в камеру сгорания.
В выключенном двигателе форсунка находится в закрытом состоянии.
Виды топливных форсунок и их особенности
Промышленностью выпускаются следующие виды топливных форсунок:
- Механические. Чаще всего применяются на дизельных агрегатах. Имеют самую простую конструкцию, но применяются не всегда, поскольку не удовлетворяют строгим требованиям к экономичности и экологичности дизеля.
- Электромагнитные. Устанавливаются обычно в бензиновых системах и моторах с непосредственным впрыском. Для открытия клапана применяется электромагнитное поле. Обеспечивают точную дозировку и сводят токсичность отработанных газов к минимуму. К минусам относится цена и высокая требовательность к качеству топлива.
- Пьезоэлектрические. Исключительно дизельные форсунки, используемые в системах Common Rail. В конструкции установлен специальный пьезоэлемент, изменяющий свою длину под воздействием электрического тока. Отличаются высокой скоростью срабатывания и эффективностью. Минусы – сложность конструкции и высокие требования к качеству дизеля.
Современные форсунки обеспечивают прирост мощности и уменьшают долю выброса углекислого газа в атмосферу.
Распространенные неисправности
Основная причина неработоспособности форсунок – засорение. В дизеле и бензине часто присутствуют тяжелые частицы, которые не отсеивает даже топливный фильтр. Они оседают на стенках клапана, уменьшая его сечение. Слой всего в 5 мкм способен уменьшить пропускную способность на 25%.
К главным симптомам засорения топливных форсунок относят трудности в пуске двигателя, появление детонации, провалы мощности и ухудшение динамики. Детали можно промыть или заменить на новые.
Несмотря на сложность конструкции, форсунки способны проработать 100-150 тысяч пробега. От водителей требуется только заливать качественное топливо и регулярно менять соответствующие фильтры.